Жилищный нацпроект: рапорты и реальность опять разошлись
Средние и малые региональные застройщики беспристрастно стали испытывать трудности в доступе к банковскому кредитованию.
25 февраля в Совете Федерации в формате «Открытого диалога» свершилась встреча с министром строительства и ЖКХ РФ Владимиром Якушевым, посвященная вопросам реализации государственного проекта «Жилище и городская среда».
Тема очень животрепещуща для всех без исключения субъектов, ведь нацпроект уже дает определенные результаты. Так, к примеру, по итогам прошедшего года в конце концов закончился спад в жилищном строительстве, который наблюдался с 2015г., а ввод жилища вырос на 6,1%. При всем этом 43,5 млн кв. м составляет объем жилища в многоквартирных домах, а 36,8 млн кв. м – личное строительство.
По данным Владимира Якушева, драйверами жилищного строительства выступили такие обычно передовые регионы, как Столичная область, Москва и Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республики Татарстан и Башкортостан, Ростовская, Ленинградская, Свердловская, Воронежская, Самарская, Новосибирская, Тюменская, Челябинская и Нижегородская области.
Сейчас в стадии строительства по стране находится 101 млн кв. м жилища, из которых 28,04 млн кв. м либо 27,8% строятся по новым правилам. Практически все другие достраиваются по старенькым правилам «в неплохом темпе». Только за последние 3 месяца выстроено примерно11млн кв. м без вербования эскроу-счетов. И в течение ближайших 2 лет Минстрой проконтролирует процесс достройки более 70 млн кв. м жилища, чтоб избежать приумножения армии обманутых дольщиков.
В целом же, по словам министра, переход жилищного строительства на проектное финансирование прошел плавненько.
Ипотеку – удешевить, регионы - защитить
Председатель СФ Валентина Матвиенко отметила, что средние и малые региональные застройщики беспристрастно стали испытывать трудности в доступе к банковскому кредитованию. И им нужно предложить особый банковский продукт для адаптации к проектному финансированию и эскроу-счетам, чтоб они не просто выживали, да и удачно развивались, работая в собственном секторе. К слову, сейчас проектное финансирование интенсивно производят 30 из 95 уполномоченных банков, а бесспорный фаворит – Сбербанк.
Ближайшее время основным движком жилищного строительства была ипотека, но на данный момент на этом рынке появились признаки замедления. Сокращается платежеспособный спрос населения, а означает, ипотека становится все наименее доступной. По словам Валентины Матвиенко, средняя ставка по ипотечному кредиту сейчас превосходит уровень инфляции уже фактически в 3 раза. Потому удешевление ипотеки – это уже реальная муниципальная задачка, которая должна быть решена «без вариантов».
Основную ответственность будет нести Министерство денег, а Совет Федерации – смотреть за тем, как данные характеристики достигаются в регионах. И работа должна вестись взвешено – с учетом позиции Центрального банка и самых различных характеристик, чтоб сделать это экономически и финансово обоснованно.
При всем этом принципиально сделать информирование населения о тех мерах поддержки, которые уже работают. Это и программка домашней ипотеки под 6% годичных, и сельская ипотека с 3% и ниже, и дальневосточная ипотека с 2%.
Но есть и тема долгостроев. На начало февраля 2020 г. в Едином реестре проблемных объектов находилось 2992 многоквартирных дома в 75 субъектах. При этом по 2086 домам со 133 тыс. обманутых дольщиков открыто конкурсное создание и введена другая процедура банкротства. Есть в субъектах и дома, которые практически достроены, но по ним не доработана документация.
Как понятно, к 2024 г. нужно выйти на строительство120 млн кв. м жилища в год. И это значит, что объемы жилищного строительства должны возрасти в целом по стране более чем в 1,5 раза. По воззрению Валентины Матвиенко, в эталоне необходимо строить в среднем по одному квадратному метру жилища на человека в год. Но сейчас регионов с такими показателями единицы. А в неких субъектах совсем строится наименее одной десятой квадратного метра жилища на душу населения. И чтоб поднять эти числа нужно шаг за шагом снимать имеющиеся ограничения, и делать это необходимо вместе Правительству, законодателям и регионам.
При всем этом, как отметила глава СФ, наращивая объемы строительства, нельзя забывать и о качестве возводимого жилища, которое часто оставляет вожделеть наилучшего. И его разумно увязывать с конфигурацией строительного вида русских городов. А тут, по словам спикера, наблюдается «кризис жанра» - на два раза проведенном конкурсе на строительство парламентского центра не наблюдалось никакого творческого полета мыслей.
Глава Минстроя с этим воззрением согласен, но поменять строительный вид русских городов стремительно не получится, нужно создание соответственной законодательной базы. Потому сейчас разрабатывается законопроект об архитектуре, который в том числе определяет статус головного конструктора в городках.
Не считая того, почти все необходимо сделать и в сфере профильного образования, чтоб поднять строительные направления в университетах на подабающий уровень, нарастить темпы и качество процесса. В пример была приведена Республика Башкортостан, где используются наилучшие практики в сфере городского строительства.
Еще одна неувязка – качество проектирования. В ряде субъектов просто нет способности заниматься проф проектированием жилища, соц объектов и инфраструктуры.
И тут вспоминаются результаты сделанных расчетов по благоустройству и улучшению свойства городской среды – толика городов с подходящей городской средой по итогам прошедшего года составила 23,5% либо 262 городка.
Вообщем сейчас ряд регионов учавствует в пилотных проектах по созданию подходящих критерий для развития личного жилищного строительства. Потому проект федеральной программки развития ИЖС уже на данный момент рассматривается в Правительстве Рф. Председатель СФ выделила, что нужно ускорить утверждение этого документа, беря во внимание в нем положительный опыт регионов. И, естественно, выполнение целей нацпроекта нереально без модернизации индустрии строй материалов.
Огромное внимание сенаторы уделили вопросу расселения аварийного жилища, который для многих регионов стоит очень остро. По итогам 2019 г. одним из самых удачных стал конкретно этот федеральный проект. В новые квартиры переехали 50 тыс. человек, расселено 833 тыс. кв. м аварийного жилища. В 2020 г. планируется расселить 55 тыс. человекиз 1 млн кв. м жилой площади.
Всего в рамках реализации нацпроекта предстоит расселить более 500 тыс. человек, около 10 млн кв. м, и с течением времени по полностью беспристрастным причинам площадь аварийного жилищного фонда будет расти. А это востребует дополнительных усилий как со стороны страны, так и бизнеса.
Столичная реновация Рф не по кармашку
Вице-спикер СФ Николай Журавлев напомнил, что сейчас изъятие квартир в рамках реновации может быть только при согласии каждого из собственников дома, многих из которых трудно либо нереально найти по разным беспристрастным причинам. Часто здание не могут снести по 1,5 года из-за нежелания 1-го обитателя. Время от времени даже квартиры в домах выкупают специально с целью предстоящего шантажа при реализации проекта обновления жилища.
Потому Валентина Матвиенко предложила распространить столичный опыт реновации на другие регионы, поручив создать законопроект, где будет закреплен механизм принятия решения о расселении при согласии 2-ух третей собственников жилища.
По воззрению министра, страна к такому пока не готова, так как не во всех регионах есть средства для кардинального обновления жилого фонда. А осознание реновации должно применяться обширно, охватывая и введение в оборот бывших промышленных площадок и складских земель, расположенных в центральной части городов. Также нужно уточнить понятие «изъятия» помещения, которое идет с выплатой возмещения по рыночной цены объекта.
Инфраструктура как камень преткновения
Одним из важных вопросов стало обеспечение инженерной инфраструктурой земляных участков, созданных для жилищного строительства, которую поднял сенатор от Воронежской областной Думы Сергей Лукин.
Сейчас ресурс площадок для строительства, снаряженных инженерными коммуникациями, фактически исчерпан, а без этого нереально увеличивать объемы ввода жилища. Вкладывательные программки ресурсоснабжающих организаций не синхронизированы с планами территориального развития городов, а субъекты не располагают средствами для подведения инфраструктуры. В итоге эта финансовая нагрузка в значимой степени перекладывается на плечи застройщика. При этом банки, обычно, рассматривают наружные сети, подводящие электричество, газ и воду к границе участка застройки, только как отдельный проект, по которому кредитные ставки значительно выше, чем на строительство жилища в рамках проектного финансирования. В конечном итоге в последнее время темпы жилищного строительства могут снизиться.
По словам главы Минстроя, на данный момент эти вопросы по выстраиванию вертикали на федеральном уровне отрабатываются с ПАО «Россети» и АО «Газпром», потом дойдет очередь до субъектов. Программка «Стимул», позволяющая получить федеральное финансирование на создание социальной и другой инфраструктуры в строящихся микрорайонах, подразумевает федеральное финансирование в объеме184 миллиардов руб. на 5 лет. Но этих средств недостаточно, и пока не все регионы интенсивно участвуют в программке. В стране нужно ввести в оборот порядка 30 тыс. га под жилищное строительство, при этом работа должна быть проведена в каждом субъекте.
Не считая того, рассматривается возможность 3-х летнего горизонта планирования субсидирования строительства и реконструкции объектов социальной и транспортной инфраструктуры в рамках программки «Стимул».
Что касается внутриплощадочных инженерных сетей – вопрос критерий финансирования прорабатывается с банками и в последнее время может быть решен.
Другой вопрос – в критериях технологического присоединения. Цена обеспечения земляных участков инженерной инфраструктурой по договорам техприсоединения существенно выше, чем рассчитанная по укрупненным показателям сметная цена наружных сетей до точек подключения, так как в тариф на присоединение врубаются так именуемые издержки на выполнение общесистемных мероприятий, конкретно не относящихся к обеспечению определенной площадки для строительства. К тому же к реализации часто предлагаются лишниие технические решения, не всегда надлежащие бюджету того либо другого проекта застройки.
Тут министр предложил пользоваться опытом его работы в Тюменской области – была договоренность: застройщики, несогласные с техническими критериями, которые им предоставляют ресурсоснабжающие организации, идут с этим контрактом в региональную энергетическую комиссию, где проверяется, как идет завышение. И все вопросы очень стремительно снялись.
1-ый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и муниципальному строительству Владимир Полетаев коснулся вопроса выделения экономных средств на строительство школ в регионах. А именно, он попросил Минстрой взять под контроль строительство школы № 12 в г. Горно-Алтайске. Школа, построенная в1936 г., закрыта с января, так как находиться в ней небезопасно, 800 школьников распределены по другим школам городка.
Жилище – есть, продаж - нет
Заместитель председателя Комитета СФ Александр Башкин сказал, что в Астраханской области, которую он представляет, в 2020г. приблизительный ввод жилища составит 350 тыс. кв. м, тогда как в федеральном проекте «Жилище» показатель для области на текущий год установлен в размере 598 тыс. кв. м. Но даже построенное жилище не всегда удается реализовать из-за понижения платежеспособного спроса населения. В этой связи появляется вопрос о способности корректировки мотивированных характеристик нацпроекта.
По воззрению Владимира Якушева, характеристики государственных проектов в наиблежайшей перспективе изменяться не будут. Он выделил, что задачка на сегодня заключается в том, чтоб отыскать ресурсы и резервы, которые посодействовали бы добиться поставленных задач.
Также сенаторов заинтересовывали и другие темы. Посреди их – необходимость актуализации действующих и разработки новых нормативно-технических документов в сфере строительства, своевременное предоставление жилища детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставление субсидий из федерального бюджета при реализации в регионах нацпроекта «Жилище и городская среда», предпринимаемые министерством меры для увеличения надежности жилища, находящегося в сейсмически небезопасных зонах, также для развития сферы строительства в Арктической зоне, и многие другие.
Лейка для душа Vidage 1 режим
Лейка для душа Vidage — малогабаритный круглый распылитель с одним режимом подачи воды. Соединяется со смесителем гибким шлангом. Устройство мобильно, просто устанавливается, сделано из крепкого пластика белоснежного цвета. Поперечник — 8,5 см.
Особенности модели
- Совместима с большинством смесителей.
- Поверхность просто чистится, не корродирует.
- Комфортная форма ручки обеспечивает комфортабельный прием душа.
- Шланг приобретается раздельно.
Гарантия производителя — 1 год, страна производства — Китай.